Кругобайкальская железная дорога

Говоря сегодня о Кругобайкальской Железной Дороге, имеется в виду ее западная часть, протянувшаяся почти на 100 километров, от истока реки Ангары до Слюдянки, состоящая на государственной охране федерального значения как комплексный памятник истории, культуры и градостроительства, природы, как заповедная дорога. Выступающие в море мысы, береговые скалы пронизаны 39-ю тоннелями. Для защиты железнодорожного полотна от горных обвалов и камнепадов построено 16 отдельно стоящих и еще порядка 40 предтоннельных галерей

     Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – часть Великой Транссибирской магистрали. В 1891г. царь Александр III издал указ о начале строительства магистрали (от Челябинска до Владивостока).

     Строительство дороги началось в 1902 г. на сооружении работали вольнонаемные из центральных и сибирских губерний России, ссыльные поселенцы и др. Кладкой камня занимались специалисты из Италии и Албании, использовавшие в строительстве элементы «циклопической» кладки, когда камень не обрабатывался, а подбирался по форме.

     Кругобайкальскую железную дорогу называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Пряжкой – потому, что она соединяла разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль. А «золотой» - в связи с тем, что по сложности инженерно-технических работ западная часть КБЖД не имела себе равных в России.

     Для нее были разработаны специальные технические условия. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную и с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла 40-50 см. впервые в России при пробивки 6-ти самых крупных тоннелей применили электрические бурильные машины.

     Всего было построено 39 тоннелей, 15 галерей, 29 средних металлических и 411 малых мостов. Самый длинный тоннель расположен на станции Половинная, его протяженность - 778м, а самый крупный однопролетный мост длиной 124 м пересекает бухту Березовую.

     Железнодорожный путь по берегу Байкала построили за 2 года 3 месяца. С 15 сентября 1905г. открылось постоянное пассажирское сообщение. Раньше это был самый экзотический участок Транссиба. Для следующих на восток пассажиров в порту Байкал священное озеро неожиданно открывало всю свою красоту и мощь.

     Кругобайкальский участок Забайкальской железной дороги составлял 260км (от ст. Иннокентьевская, ныне ст. Иркутск-Сортировочный, до ст. Мысовая) и до 1956 г. данный участок являлся звеном Транссибирской магистрали. После строительства Иркутской ГЭС и образования иркутского водохранилища часть пути по левому берегу реки Ангары от Иркутска до порта Байкал была затоплена, а основной путь от Иркутска на восток был проложен по сложному горному рельефу в стороне от Ангары. При этом участок железной дороги от п. Култук до порта Байкал длинной 84 км оказался тупиковым, который сегодня называется «Кругобайкалкой».

     В настоящее время КБЖД представляет собой комплексный историко - архитектурный и инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, расположенный в Прибайкальском национальном парке. Благодаря таланту и трудовому подвигу строителей КБЖД, ее инженерные сооружения безупречно вписались в суровый и ранимый байкальский ландшафт.

Программа железнодорожной экскурсии

     Экскурсия "Золотая Пряжка" представлена двумя маршрутами: Классическим и Зеркальным. В каждом маршруте есть также два варианта окончания у Классического и два варианта начала маршрута у Зеркального. Ниже представлены подробные описания этих маршрутов. В пути следования туристов сопровождает экскурсовод. Экскурсии проводятся на остановках. 

Достопримечательности маршрута:

149 км  Ангасолка.   

Поселок с одной улицей. Основан в 1904 в связи со строительством Кругобайкальской железной дороги. На подъезде к нему - арочный мост каменной кладки через устье реки Ангосолки. В сравнительной близости от поселения расположен и знаменитый «Птичий базар» — трехсотметровый отвесный утес, где гнездятся серебристые чайки.

Шарыжалгай

137 км Шарыжалгай

Здесь находится база отдыхаЦентра Деловых Связей ВСЖД. База предназначается для принятия гостей на самом высоком уровне. Шарыжалгай - в переводе с бурятского означает Желтая падь.

Киркирей

123 км Киркирей

Этот участок КБЖД строители отстраивали дважды. В итоге на мысе Киркирей получилось два стоящих бок о бок тоннеля. Старый покороче, новый - подлиннее и подальше от берега.. Во время экскурсии вы узнаете причину этому.

падь Половинная

110км  падь Половинная

Одно из красивейших и любимых мест отдыха на Кругобайкалке. Живописная долина реки Половиной с уютным поселком на берегу, прогреваемая бухта с песчаным пляжем, с двух сторон их закрывают мыс Половинный и Чайкин утес, сквозь которые проходят тоннели: самый длинный (778,4 м и совершенно прямой) и самый короткий (чуть меньше 30 м).  Перекинутые через реку парные железный мост "ездой по низу" и железобетонный арочный виадук. Здесь же можно увидеть старый паровоз, стоящий на запасном пути

Итальянская Стенка


102км Итальянская стенка

Уникальный комплекс инженерных сооружений: галереи и подпорных стенок. Одна из стенок, примыкающая к галерее – арочная – «Итальянская» (название говорит об участии в строительстве дороги «каменных дел мастеров» из Италии). Это единственная подпорная стенка из трех, сохранившаяся в первозданном виде.

Станция Уланово

97 км станция Уланово

Станция Уланово (Хвойная) возникла в первый период освоения и имела стандартный для КБЖД состав необходимых построек. Это единственная из станций, которую после превращения западного участка дороги в тупиковый, ликвидировали. Сохранилось лишь каменное водоподъемное здание 1902-1904гг. Сегодня здесь в восстановленных уже постройках разместилась б/о «Хвойная». Здание станции также было восстановлено в 90-е годы 20 века.

ВТОРНИК/ЧЕТВЕРГ/ВОСКРЕСЕНЬЕ

06:30 или 07:40 (уточнять у менеджера) - отправление с вокзала Иркутск-Пассажирский комфортабельным поездом

08:43 - 09:13 - прибытие в Слюдянку, стоянка 30 минут, далее отправление по Кругобайкальской Железной дороге. Весь день в пути с экскурсионными остановками.

16:00 - 16:30 - прибытие поезда на конечную станцию порт Байкал

Далее окончание маршрута двумя вариантами:

1-й вариант: переправа на пароме в Листвянку и оттуда автобусами по живописному Байкальскому тракту в Иркутск

2-й вариант: из порта Байкал на скоростном катере возвращаемся по реке Ангара в Иркутск на пристань "Ракета" (м/он Солнечный)

ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦА

Начало экскурсии двумя вариантами.

1-й вариант: в 09:00 или 10:00 (УТОЧНИЯТЬ У МЕНЕДЖЕРА) отправление автобусами от Драмтеатра (Иркутск, ул. К.Маркса,14) по Байкальскому тракту в Листвянку, а оттуда переправа в порт Байкал.

2-й вариант: в 11:00 или в 11:15 отправление на корабле с пристани «Ракета» (м/он Солнечный) по реке Ангара в порт Байкал.

12:10 – начало путешествия из порта Байкал по Кругобайкальской Железной Дороге. Весь день экскурсии по живописным местам и старинным тоннелям.

19:22 - 19: 58 – прибытие в Слюдянку, стоянка 20 минут.

22:32 - Прибытие в Иркутск на ж/д вокзал.

Стоимость экскурсии с 14 июля по 31 августа 

Класс поездки                  Категория пассажира                           Цена экскурсии                             ж/д программа            автобус               переправа             

I класс

Взрослый 3800 2850 250 700
Детский 3600 2650 250 700
Нерезидент РФ 4900 3950 250 700

II класс

Взрослый 3300 2350 250 700
Детский 3100 2150 250 700
Нерезидент РФ 4600 3650 250 700
В стоимость экскурсии входит:

- проезд на поезде по Кругобайкальской Железной Дороге

- водная переправа

- проезд автобусом

- медицинская страховка

- экскурсионная программа

*дети от 5 до 18 лет (при занятии отдельного места, для детей обязательно наличие в поездке свидетельства о рождении/ паспорта)

дети до 5 лет - бесплатно, но при условии, что ребёнок не занимает отдельного места;

Стоимость провоза багажа и трансферов по маршрутуИркутск-Пассажирский - базы отдыха КБЖД (137, 102 и 97 км) на 2017 год

Данная услуга осуществляется в техническом вагоне

Услуга Цена

Трансфер ж/д вокзал Иркутск-пассажирский - база отдыха КБЖД (среда, пятница, воскресенье)

400

Трансфер база отдыха КБЖД - ж/д вокзал Иркутск-пассажирский (четверг, суббота, понедельник)

400

провоз багажа (габаритами более 30х40х50 см)

400

Стоимость предоставления питания* 

Вид питания Меню Цена

Завтрак

Подается сразу после отправления

с ж/д вокзала

Два сэндвича + чай/сахар

250

Обед/Ужин

Подается на 137 км и 102 км

Запеченное в фольге мясо/рыба/курица на выбор с картофелем

+ огурцы малосольные + хлеб + чай/сахар + шоколадка (мини)

650

Ланч-бокс

Подается сразу после 110 км

Картофельное пюре с котлетой куриной либо плов с курицей

+ салат овощной либо огурцы малосольные

+ хлеб + чай/сахар + десертик к чаю

550
Завтрак+обед+ужин
1200
Будьте внимательны при заказе питания! Например, на Зеркальный маршрут услугу "Завтрак" невозможно предоставить, потому что поезд отправляется от порта Байкал, а не от ж/д вокзала. Смотрите расписание остановок на 137, 110 и 102 км - чтобы понимать во сколько по времени питание будет предоставлено.